Паспорт урока.
ФИО учителя: Салимова Светлана Юрьевна.
ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5.
Тема урока: внутренний мир русской избы.
Цели урока: познакомить обучающихся с внутренним миром русской избы; углубить знаний обучающихся о традиционных народных строениях; создать эскизы внутреннего мира русской избы; развивать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Планируемые образовательные результаты: понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном внутреннем мире русской избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Программные требования: по тематическому планированию на данный урок отводится 1 час.
Программное содержание: урок взаимосвязан с ранее изученной темой «Убранство русской избы», в которой раскрываются особенности украшения русской избы: наличниками, коньками, причелинами.
Ведущая мировоззренческая идея урока: Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать. Активное участие на уроках изобразительного искусства обогащает внутренний мир школьников, обостряет наблюдательность, делает жизнь ярче, богаче, радостней. Тема «Внутренний мир русской избы» воспитывает патриотизм, любовь к традициям своего народа, Родине. Ребятам очень важно чувствовать, что они потомки великого народа, сила которого заключается в огромной любви к Отечеству.
Народная мудрость гласит « Как дерево, так и человек, живёт своими корнями, и чем глубже корни, тем сильнее чувствует себя человек!»
Основные понятия: русская печь, красный угол, чугунок, ухват, люлька, кашник.
План изучения нового материала: 1) беседа о русской печи и ее роли в избе;
2) рассказ о посуде, которая использовалась в русской избе;
3) описание красного угла;
4) беседа о люльке, сундуке русской избы.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями.
Форма урока: нетрадиционная
Технология обучения: проблемно-развивающая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Мизансцена урока: экскурсия в школьный краеведческий музей «Исток».
Домашнее задание: найти изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1.Организационный
момент
|
Л: самоорганизация
Р: способность регулировать свои действия.
|
Здравствуйте, ребята!
Давайте, проверим вашу готовность у уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, учебник, краски, вода.
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
|
2. Актуализация опорных знаний и умений.
|
Л: развитие эмоционально-нравственной
отзывчивости.
Р: контролируют правильность ответов
П: умение структурировать знания, умение
осознанно строить речевое высказывание.
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Л: мотивация к изучению нового учебного
материала.
|
Беседа (опрос).
Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?
|
Отвечают, высказывают свое мнение.
|
3. Постановка цели и
задач урока.
|
Р: принятие цели и постановка задач урока
Р: планирование действий
К: умение полно и точно выражать свои мысли.
|
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.
Ребята, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию в школьный краеведческий музей.
Как вы думаете, с какой целью мы будем посещать музей?
Какая тема урока отсюда следует?
Как будет звучать цель нашего урока?
Какие задачи мы перед собой поставим?
|
Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.
Ученики размышляют,
анализируют, ставят перед
собой цель и задачи урока.
|
4.Открытие нового знания
|
П: построение логической цели рассуждения
Л: нравственно-эстетическое оценивание
К: планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей, формулирование и
аргументация своего мнения.
П: анализ, сравнение, обобщение
|
Учитель приводит обучающихся в школьный музей и начинает экскурсию с загадки: «Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает.»(Дверь).
Беседа. Демонстрация. Фронтальная работа.
Ребята, а сейчас мы с вами войдем в крестьянское жилище. Вы находитесь в русской избе.
Как вы думаете, что являлось основой жизни крестьянской семьи в доме?
С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати. Место против печи - упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой.
Рассказ. Наглядность.
Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике.
Учитель показывает крынку и задает вопрос: ребята, как вы думаете, как называется этот предмет и для чего он использовался?
Описание. Наглядность..
Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи.
В народе еще его называли большой святой. Это было самое – почетное место – духовный центр дома.
Конечно, же вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками.
Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста. На этом наша экскурсия заканчивается и мы отправляемся за рабочие места в кабинет.
|
Обучающиеся отгадывают загадку.
Ученики размышляют и отвечают на вопрос.
Учащиеся слушают, анализируют информацию.
Учащиеся размышляют, отвечают на вопрос.
Учащиеся осматривают избу заключительный раз и отправляются в кабинет.
|
5. Первичная проверка понимания
|
П: построение логической цепи рассуждения.
Р: взаимоконтроль
Л: осознание выбора.
К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками
|
Учитель организует деятельность по проверке новых знаний.
Предлагает тест.
Ребята, мы с вами посетили музей, познакомились с интерьером русской избы. А сейчас давайте проверим, насколько правильно вы запомнили предметы русской избы. Объяснение.
Включает тест.
Наглядность. Самостоятельная работа учеников.
|
Слушают.
Выполняют работу индивидуально, осуществляют взаимопроверку.
|
7.Применение новых знаний.
|
Л:самоопределение
Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения.
П:самостоятельное создание алгоритмов
деятельности, использование знаково-
символических средств.
|
Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Подумай, что ты изобразишь из интерьера русской избы. Всю комнату, печь, посуду, красный угол.
|
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях
|
8.Оценка
|
П: анализ
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Р: контроль.
Л: нравственно-эстетическая оценка.
|
Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием).
Для этого нам необходимо вспомнить нашу цель урока.
|
Вспоминают цель урока и на ее основе анализируют и оценивают успешность ее достижения. Выявление качества и уровня овладения знаниями.
|
9.Рефлексия учебной деятельности
|
Л:смыло-образование
П: рефлексия
К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
|
Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы?
Если вы испытывали чувство позитива, гордости за себя и свою страну, то поднимите оранжевый смайл. Если же вам на уроке было скучно и не интересно, то поднимите фиолетовый смайл.
Что интересного было на уроке?
Даёт инструкцию по выполнению
домашнего задания.
Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.
Итог урока.
|
Вспоминают, анализируют, поднимают смайлы, высказывают свое мнение.
Записывают задание в дневник.
Прощаются с учителем.
|
|